прокурор 2

Яндекс-Дзен, Шендерович и академик Сахаров

Попался случайно на Дзене пост, представлявший собой пересказ книги бес-смертного Шендеровича. О том, как академика Сахарова пытались исключить из АН СССР и что из этого вышло.
Для начала цитата: «Сахарова из Академии наук исключали. Позориться никому не хотелось, но — надо... Под страхом кадровых репрессий кворум собрали, куратора из ЦК прислали, и процесс пошел, хотя довольно вяло... Ну очень не хотелось позориться! И вот какой-то членкор, косясь на закаменевшего лицом куратора, робко заметил, что, мол, оно, конечно... и Сахаров поступил с советским народом нехорошо... но вот незадача: академик — звание пожизненное, и еще не бывало, чтобы академиков исключали... нет прецедента...
На этих словах оживился нобелевский лауреат академик Капица.
— Как нет? — звонко возразил он. — Есть прецедент!
И куратор из ЦК КПСС облегченно вздохнул, а Капица закончил: в 33-м году из прусской Академии наук Альберта Эйнштейна исключили!»
В общем, срезал академик П. Капица какого-то товарища из ЦК КПСС.
Уж не знаю, было такое на самом деле или нет, но слухи о том по Москве ходили. Факт.
Но тут куда интереснее другое.
Прецедент исключения члена из членов таки был!
И был сей член – б. тов. Бухарин (в прошлом любимец партии, покушавшийся на жизнь самого Ильича, для кого-то просто «Бухарчик», а на момент выведения из членов – враг народа).
И возникает сразу несколько вариантов.

  1. Ни в ЦК, ни в АН об этом НЕ ЗНАЛИ. Или знали когда-то да позабыли. Это не шибко красит академиков, зато позорит ЦК и его отдел науки, равно, как и все прочие.

  2. Академики знали, но не стали поминать Бухарчика. По понятным соображениям: Прусская АН стала бы им не указ.

  3. В ЦК ВСЁ знали, но не стали ворошить прошлое. Тут начни поминать – свои же цекисты съедят, типа, «Культ личности оправдываешь?!» Вариантов много.

  4. И, наконец, самый интересный вариант: и академики, и цекисты всё знали, но решили сей аргумент приберечь «до лучших времен».

«Мало ли шта?»
А то, как и за какие заслуги перед кем именно Бухарчик стал действительным членом – это отдельный вопрос. Хотя фабула известна: ЦК и Политбюро оказались под жестким прессингом пролетарских масс, бомбившим все инстанции и центральные газеты с требованием реорганизовать – но уже не какой-нибудь Рабкрин, а саму Академию наук, которая-де не хочет ничего делать в реконструктивный период.
Любопытно, что на фундаментальных «естественников» и «технарей» наезда не было. Наезжали на гуманитариев, в частности, историков. И как-то очень вовремя и кстати чекисты раскрыли антисоветский монархический заговор. И да: кое-кого из историков и филологов даже расстреляли. А если бы не расстреляли, то ревизия АН выглядела бы тривиальным "шмоном", не давшим никаких результатов, сумбуром вместо музыки левосудия. Пшиком.
В итоге  падшего Бухарчика (его обвинили в правом уклоне, но несмторя на это предложили пост наркомпроса) пропихнули в действительные члены. Пытались даже вдову Ильича туда же пропихнуть, но этот номер уже не прошел. Так «веселая вдова» стала просто почетным членом вместо действительного.
Но как его, Бухарчика, не знавшего диалектики» (Ильич говорил! Не Созерцатель) пропихнули, так и выпихнули. Прямо в подвал.
Подозреваю, что в  брежневском ЦК об этом ПОМНИЛИ, но нарываться не стали. Обстановочка в Политбюро была неясная. Как всегда, впрочем. На сей счет мог бы, наверное, рассказать кое-что известный кинорежиссер К. Шахназаров. Его родитель в то время был заместителем заведующего Международным отделом ЦК КПСС. И наверняка был в курсе «казуса Сахарова». Возможно, что-то узнал от него и его сын. Хотя и не факт.
А вы говорите, Шендерович!
Тьфу!
P.S. И еще: Солженицына ругать последними словами можно, а Сахарова – ни-ни. Красные-левые за наезд на сего академика с цепи срываются, хоть он и был антисоветчик хоть куда. Почище Солженицына. Тот, кстати, к бойкотам и блокаде СССР не призывал.
В отличие от.
И еще: товарищей любителей напоминать, что Солженицын призывал сбросить атомную бомбу на СССР, просьба не бес-покоиться, и изучать не советский агитпроп, а первоисточники. Ну да, Гарвардская речь, на которую все любят ссылаться, есть в Тырнете, а читать "Архипелаг" красно-левые не могут по идейно-эстетическим соображениям.
Это превенция.
прокурор 2

О сознательности и политической бдительности

Шел 1928 год...



Настоящий пионер врагам народа руки не подает.
И вообще никогда никому ничего не подает. Кроме примера всем ребятам, вестимо.
Конечно, иной скептик может сказать, что пионер не любит алкашей, а другой, сдвинув брови, спросит, с какой стати пацаненок при виде врага народа улыбается.
Но мы же не звери!
Увидено впервые здесь: https://foto-history.livejournal.com/13600092.html
прокурор 2

"Безнадега"



Не привыкли еще люди позировать и делать селфи.
Очень мил некто, сидящий под портретом Ильича. Символичненько так.
Очень жалко девочку под портретом Карлы-Марлы.
"Патреты" все с бантиками. Народ еще не приучен таскать на себе разного рода политические образины и украшает их, как иконы.
Хороша еврейка в шляпе на заднем плане: ничего в руках не держит, но контролирует.
Несчастные русские женщины в платках.
В глубине две любопытнейшие рожи. Тот, что слева уж больно на Петлюру смахивает, а тот что справа  - на мелкого беса из Достоевского. Быть может, жидка Лямшина.
Под ним мужик в шляпе, смахивающий на Горького-босяка.
А мужик в картузе с портретом Лукича - вылитый сектант. Со взором горящим.
В первом ряду справа мужик в шляпе держит наизготове палку (похоже, железную). Он всегда готов огреть ею  какую-нить контру.
А в самой глубине снимка, скорее всего, монастырь.
АтмосфЭра какая-то не шибко живая.
Вот это самое нам кое-кто и хотел бы вернуть.
За наводку спасибо sergey-v-fomin
прокурор 2

Мысли в режиме самоизоляции

Невольно возникающий подчас вопрос, "что же ты, братец /сестрица, дурак/ дура такой/такая?" выдает в вопрошающем дурака.
"Учитесь властвовать собою и держать язык за зубами!" - как учили нас пионерская организация, комсомол и партия.
прокурор 2

Музыкальные апокрифы

Две Манон и Лушка

Однажды ветерану советского оперного искусства Юлию Эмильевичу Массне Партия поручила написать на либретто М. Шолохова оперу «Поднятая целина». Однако в итоге у композитора вышла «Манон Леско».

Тогда Партия заказала Якову Антоновичу Пуччини версию-лайт оперы на либретто генерал-майора Л.И. Брежнева под усеченным названием «Целина».

Однако и у Пуччини получилась на выходе «Манон Леско».

В результате оперу пришлось заказать композитору И.И. Дзержинскому, написавшему ее в ударном темпе.

Опера разошлась на хиты, приписывавшиеся в музыкальной глубинке И. Кальману и Ф. Легару. Особой популярностью пользовалась в народе ария Лушки, за которую ошибочно принимали арию Золушки из одноименной оперы Якова Россини.

История донесла до нас слова Ивана Дзержинского о своих коллегах по цеху Юлии Массне и Якове Пуччини: «Что хотят, то и пишут. А я вот сиди за роялем, как проклятый, и двигай вперед оперное искусство!»

Музыка и выборы

Борясь с косностью музыкально-государственного аппарата, товарищ Сталин приложил немало усилий, с тем, чтобы знакомить советский народ с непростыми для восприятия достижениями отечественного музыкального искусства. С этой целью в день выборов в высшие и местные органы власти на избирательные участки приглашались профессиональные и самодеятельные коллективы, исполнявшие редко звучавшие произведения Моцарта, Сальери и других, более известных советских композиторов.

Западные советологи усматривали в том изощренную форму манипулирования сознанием.

С течение времени явка на избирательные участки значительно снизилась, что дало основания социологам из Центра «Детская болезнь левизны» утверждать, что культурный код электората сместился вправо.

Момент истины

Беседуя с В.М. Молотовым, поэт Ф. Чуев неизменно пытался добиться момента истины, однако удалось ему это лишь единожды.

«Отчего, - спросил Чуев, - принципиальные в политико-идеологическом и знаковые в идейном отношении музыкальные произведения Партия поручала сочинять деятелям с мутным прошлым и сомнительными политическими взглядами?»

«Такой все, как надо напишет!» - брякнул в ответ Молотов.

Позднее он не раз пытался дезавуировать сказанное, говоря, что каждый случай был по-своему уникальным, но звучало это неубедительно.

Милосердие товарища Сталина

Крестьянский сын и пролетарский революционер Андрей Андреевич Андреев был членом Политбюро ЦК ВКП(б), сочинял классическую народную музыку для рожка и брал уроки контрапункта у Людвига Ивановича Бетховена.

Однажды Бетховен спросил Андреева, какую из его, Андреева, русскую народную песню он порекомендовал бы ему вставить в свою Девятую симфонию.

Не долго думая, Андреев предложил Бетховену на выбор детскую песенку-считалку «Дора-Дора-помидора, мы поймали в саду вора!» и «Вот придет бука!», написанные им в честь своей жены Доры Моисеевны Хазан.

По здравом размышлении Бетховен решил использовать в симфонии другую русскую народную песню Андреева - «Ах, зачем же огород городить». Именно с ней незадолго до того с триумфом выступал за рубежом ансамбль песни и пляски под командованием А.В. Суворова.

Партийная работа практически не оставляла тов. Андрееву времени для народного творчества, и ему хотелось на пенсию, до которой никто из его соратников еще не доживал. Однажды Дора Моисеевна посоветовала своему мужу оглохнуть и уйти на пенсию по инвалидности.

Тов. Андреев так и поступил, однако занятий музыкой не оставил. Его соседи возмущались аутентичным исполнением его классических сочинений, стучали по системе отопления и жаловались в Политбюро, а наркомвнудел Ежов даже отметил в своей записке, что рожок, игрой на котором изводит соседей тов. Андреев, - английский.

Клим Ворошилов предложил расстрелять товарища Андреева как «самострела», симулянта и дезертира: пример оглохшего Бетховена, продолжавшего сочинять музыку, его не убеждал. Однако пыл наркомвоенмора остудил товарищ Сталин: «Не горячись, Клим! Вот когда тебя Моцарт в свой реквием вставит, тогда и поговорим».

И в память о выпавшем из обоймы соратнике предложил переименовать оркестр русских народных инструментов им. Андреева в Государственный академический русский оркестр народных инструментов им. Доры Хазан.

прокурор 2

Просмотр запоздалый

Пересмотрел сего дни "Утомленные солнцем"  Н.Михалкова (1994).
Очень сильное впечатление. По режиссуре особенно.
История чеховских героев в новые времена, когда уже и вся Россия наш сад, и небо в алмазах.
Не понимаю, отчего на НС взъелись в свое время сталинофилы и сталинофобы, и красные, и голубые.
Ужели ничего подобного не было и быть не могло?
Вспомнил слова С.Г. Кара-Мурзы: "Когда-нибудь Михалкову станет стыдно за этот фильм!"
Снято чуть отстраненно (но только чуть!) с пониманием несчастных героев - несчастных и по своей, и не по своей воле.
Ну да, чуть-чуть Голливудом отдает (сцена ареста и езды в машине).
Ну да, не могли просто так убить заблудившегос водилу. Но да ведь это ОБРАЗ времени.
На деле куда более страшные вещи творились.
А поднимающийся до небес шар с изображением вождя разве не образ?
И разве такие шары не запускались?
Было, было...
Судьбы живых людей,и каждый из героев не выдуман, не ходулен.
Тяжело смотреть, а оторваться трудно.
А что остается?
Остается понимать и помнить.
прокурор 2

Рождение мысли

После бурной дискуссии о ролике Никиты Михалкова у Созерцателя родилась триада, элементы которой, как водится, украдены у народа:
"Своего ума не дашь, сердцу не прикажешь, о вкусах не спорят".
И это хорошо и правильно.