sozercatel_51 (sozecatel_51) wrote,
sozercatel_51
sozecatel_51

Category:

Памяти Художника

Ушел Георгий Данелия.
Не знаю, насколько велик был этот режиссер, и был ли он вообще велик, но он умел сказать жизненно важное, главное, творя буквально из ничего.
Отчего-то никто не вспоминает его давний фильм 1982 года «Слезы капали». А ведь это по сути своей глубоко православная картина, в которой звучат евангельские темы.
Сказка о злом волшебнике Тролле, смастерившем зеркало, в котором все доброе и хорошее исчезало, а все негодное и безобразное, напротив, отражалось и казалось еще хуже. Ученики Тролля таскали это зеркало по всей земле, а когда осколки его попадали в человека, то жить ему после этого становилось невмоготу. Но это всего лишь дань условности, цензуре, если угодно.
Начинается картина весьма символично: некие музыканты в париках играют на скрипках мелодию, в которой угадывается «Собачий вальс». Под этот вальс делает па некая красавица-балерина. Внезапно ей в глаз попадает нечто. И вот превратившись в ведьму, она уже стоит перед мрачным нечеловеческим Нотр-Дам с его сатанинским химерами.
Жуткий символ.
«Увидеть Париж и умереть».
Была. Была, стало быть, изначально в ней и окружающих ее музыкантах, некая червоточинка…
А вот едущий через бескрайнее поле трамвай. Кажется, что прямая дорога-колея, по которой катится одинокий вагон, бесконечна и вечна («бессмысленна и беспощадна»). Зримый образ "дурной бесконечности".
В трамвае – товарищ Васин (Е. Леонов), сквозь приоткрытое окно ему в глаз попадает осколок зеркала Тролля. Тут-то все и начинается – кажущаяся беспричинной злоба на близких, желание побольнее уязвить их, принципиальность, переходящая в патологию, страстное желание мести всем, непонятно за что, нелепость поведения, нелепый ультиматум властям – в общем все признаки одержимости. Герой Е.Леонова начиает не на шутку раздражать. Его просто хочется. убить. И тут ловишь на мысли, что именно этого от нас и хочет враг рода человеческого - нашей злобы, замаскировавшейся незаметно для нас самих под "праведный гнев". И нет в нас сочувствия и сострадания к несчастному, подверженному бесовским чарам. Нет сочувствия к нему и у некогда обиженных им просителей, в доме которых он собирается повеситься. В ответ те милостиво представляют ему веревку и помогают, как могут, удавиться. И да, он сам позволил бесу войти в себя, того не осознавая...
«Страсти по Васину».
«На разрыв аорты».
Бес вселился в душу героя и играет человеком, издеваясь над ним и окружающими его людьми…
Это по сути евангельская притча, замаскированная под детскую сказку. И не случайно ее рассказывает за кадром известный актер-сказочник Николай Литвинов, столь любимый в далеком прошлом нашей детворой, то есть нами, в детстве.
Это притча о муках одержимости и одоления в человеке зла.
Свой фильм Г.Н. Данелия снимал в Ростове Великом, на фоне русских храмов, пребывавших в те поры в мерзости запустения.
Отчетливо звучала православная тема.
Человеку не дано самому одолеть вселившихся в него бесов, только с Божьей помощью.
Сказать это словами было никак нельзя, но Данелия это показал.
Без слов.
Одним зрительным рядом.
Тонкий, светлый и даже трагический фильм, начинающийся как скверный анекдот.
Глубоко страдающий и терзаемый бесами человек, которому попадает в глаз осколок зеркала Тролля, бежит из «каменных джунглей», из «малогабаритного» пространства, в котором не то, что жить, дышать становится негде и нечем, и приходит через великие страдания и попытку самоубийства, означающего погубление бессмертной души, к Великому и кажущемуся бескрайним Озеру, на берегу которого вековечный Храм и берега омывают волны времени.
Так звучит евангельская тема – уход из мира безбожного и возвращение в Божий мир, где есть любовь, раскаяние и сострадание.
Это тема чуда преображения покаявшейся и очистившейся страданием и муками души.
Единственное, что осталось святого и нетронутого злобой в душе несчастного товарища Васина (Е. Леонов) – его внучка. Именно она советует дедушке поплакать, чтобы вместе со слезами из него вышли осколки злого волшебного зеркала. (Приходит на помощь ему и его подчиненная-секретарша, которую он фактически уволил по своему самодурству. У нее доброе сердце и отзывчивая на чужую боль душа.
А это ведь прямая цитата из Евангелия: Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14). «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4).
Герой Е. Леонова «умаляется» и потому спасается. Он плачет и вместе со слезами из него выходит осколок злого стекла.
Фильм предельно символичен: вот телега, запряженная лошадью, на телеге пианино. Лошадь ведет под уздцы некий господин (пардон, "товарищ") в шляпе – владелец фортепиано, а по сути мелкий бес, виртуозно исполняющий вариации на темы «Собачьего вальса» и «доказывающий главному герою, что фортепиано, т.е. символ музыки, «мировой гармонии», принадлежит ему – бесу. «Попробуй сыграть, т.е. доказать, то мир принадлежит тебе, а не мне! Ты же не умеешь!» – как бы говорит товарищу Васину бес.
Но совершается чудо: раскаявшийся и прошедший через страдание герой вдруг начинает играть «Лунную сонату».
Без ошибок.
Действие стремительно приближается к финалу, в котором происходит катарсис, а обертоном звучит бетховенская тема.
Спор с бесом под Бетховена.
Фоном сцены являются покрытые льдом просторы Озера. (Фильм снимался на озере Неро в Ростове Великом).
Фильм аллегория, фильм-символ, фильм-притча.
Нет, если говорить по существу, то его надо смотреть, как минимум, в зрелости, хотя полезно и в любом возрасте. Скажу лишь, что тридцать семь лет назад он не выворачивал душу. Впрочем, советская критика отнеслась к этому фильму исключительно как комедии, анекдоту. Да и могло ли быть иначе?
Те, кто понимал, что к чему, помалкивал.
Но если «Слезы капали» это картина со счастливым концом, то этого никак не скажешь о фильме «Кин-дза-дза», ставшего пророческим. В нем четко и ясно показано, как шаг за шагом неуклонно и последовательно безбожное общество приходит (и уже пришло!) к своему концу, к самоуничтожению. И пусть зрителя не смущают сатира на тоталитарное и демократическое, что почище тоталитарного, общества с их ничтожными правителями, живущими на другой планете и появляющимися перед подданными лишь в виде голограммы. Это все частности: две дороги к одному обрыву, ибо и то, и другое живет без Бога и не нуждается в нем.
Страшная по сути вещь. И одновременно смешная и грустная. А вот поди ж ты: захватывает целиком и не отпускает, как зубная боль.
Фильм ли это вообще?
Искусство ли это?
Но пусть над этими вопросами ломают себе головы специалисты.
А может и мы приписываем художнику свои мысли и говорим за него то, что он вовсе и не имел в виду?
Очень может быть. Потому что мастер говорит не сам от себя: это Бог говорит с нами через Мастера, который  может даже не осознавать (или не вполне осознавать) смсыл сказанного с его помощью, а мы лишь извлекаем из сказанного некие смыслы. Те смыслы, которые способны постичь.
И хорошо, что мы, зрители, избавлены от необходимости вдаваться в профессиональные тонкости. Для нас важно, что такой человек в нашей жизни был, а его фильмы пребывают с нами.
Спасибо тебе, Художник-чудодей, за твои фильмы, низкий тебе поклон.
Упокой, Господи, душу раба Твоего Георгия!
Tags: РОССИЯ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments