sozercatel_51 (sozecatel_51) wrote,
sozercatel_51
sozecatel_51

Category:

9 января 1905

Понимаю, что следовало публиковать это 22 генваря, да что поделаешь: некий умник решил тряхнуть учебником истории для младших классов.
А посему будем ссылаться на документы, не уничтоженные в марте 17-го (не до них было, не полицейские архивы, чай!)
Опубликовал их журнал "Красный Архив" (словно в насмешку над собой).
Предлагаю ту публикацию вашему вниманию.
Разумеется, при чтении документов следует задавать себе кое-какие вопросы.
Хорошо бы также держать в уме на карту местности (Гугл в помощь!) и время.
В общем, имеющий разум да разумеет. А с не имеющего и взятки гладки.
Созерцатель


КРАСНЫЙ АРХИВ
ИСТОРИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ
ТОМ ПЕРВЫЙ (ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЙ)
1930
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА 1930 ЛЕНИНГРАД
Краткое предисловие к публикации сделал В. Невский (директор б. Румянцевской, а на тот момент библиотеки им. Ленина).
Расстрелян в 1937-м
«Публикуемые ниже материалы о «действиях войсковых частей 9 января 1905 г.» в Петербурге заслуживают внимания исследователя, во-первых, потому что рассеивают всякое сомнение о том, будто бы правительство не готовилось к избиению и расстрелу рабочих, во-вторых, потому что дают точную картину расположения (диспозицию) и действий войск, и, в-третьих, потому что дают возможность вычислить количество и род действовавших войск.
Трудно предположить, читая описание, что правительство не предполагало прибегать к оружию: так тщательно и так подробно разработана диспозиция, и — главное — военный руководители были прекрасно осведомлены о том, кто идет во главе рабочих, откуда рабочие намерены двигаться и т. п.» (С. 3)
Имеющий ум, да рассмеется.
Да, кстати. Все демонстрации на тот момент были ЗАПРЕЩЕНЫ.

Описание действий войсковых частей 9 января 1905г.
К 11 часам утра 9 января все войска, за исключением отдельных частей, занимавших дворцы, арсенал и некоторые другие специальные здания, были распределены по районам города Петербурга согласно прилагаемой при сем диспозиции.
Около 10 часов утра большая толпа рабочих, Ген.-майор П. Самгин собравшись на 4-й и 6-й линиях Васильевского острова, между Средним и Малым проспектами, стала приближаться к Неве. Для преграждения ей возможности проникнуть за Неву 2 роты пехоты загородили толпе выходы из означенных линий на набережную, а навстречу были высланы части л.-гв. Уланского ее величества и л.-гв. Казачьего Его Величества полков, которые, произведя несколько атак, оттеснили народ к Большому проспекту.
Около 1 часа дня толпа на 4-й линии, значительно увеличившись в числе, стала устраивать проволочные заграждения, строить баррикады и выкидывать красные флаги. Против этой толпы по требованию и. д. полицеймейстера подполковника Галле были выдвинуты две роты л.-гв. Финляндского полка и 89-го пехотного Беломорского полка; 1 рота л.-гв. Финляндского полка, после безуспешных предупреждений и троекратного сигнала, дала один залп, после чего роты двинулись вперед, по направлению к Малому проспекту, разбирая проволочные заграждения и баррикады и рассеивая толпу, оставившую на баррикаде двух убитых.
Во время движения рот из дома № 35 по 4-й линии, а также из строящегося дома напротив него, бросались кирпичи, камни и были произведены выстрелы.
На Малом проспекте у 12-й линии толпа снова сплотилась и, загородив дорогу, стала стрелять. Тогда одной полуротой 89-го пехотного Беломорского полка было произведено три залпа, которыми толпа была рассеяна, и роты, разбирая целый ряд баррикад, дошли до Смоленского кладбища. К 6 часам вечера роты вернулись к 1-му кадетскому корпусу.
Около двух часов дня, ввиду донесений о нападении толпы на оружейную фабрику Шафф, к означенной фабрике, на 14-ю линию, была выслана одна рота, которая угрозами открытия огня рассеяла шайку грабителей, в числе около 200 человек, и отобрала от них часть захваченного оружия. Этой же роте удалось остановить угрозами толпу рабочих, приближавшихся по 14-й линии со стороны Большого проспекта, и заставить ее отойти назад. Во время этих действий был арестован один студент, обращавшийся к солдатам с вызывающей речью, и при нем был найден заряженный револьвер.
Во избежание нового скопления рабочих в районе Большого проспекта на углах 17-й и 19-й линий были оставлены пехотные части.
Кроме того, по особому приказанию был занят ротой пехоты дом № 35 по 4-й линии.
В продолжение всего времени непрерывно высылались кавалерийские части для предупреждения скоплений рабочих и прекращения начинавшихся в разных местах грабежей лавок.
Во время действия войск на Васильевском острове войсками было задержано за грабеж и вооруженное сопротивление 163 человека.
Петербургская часть Ген.-майор Рагозин.
Первое скопление народа было обнаружено в 9.30 часов утра на Выборгской стороне близ Сампсониевского моста, откуда толпа, через этот мост и Большую Дворянскую улицу, двинулась к Троицкой площади, но была остановлена и рассеяна несколькими атаками улан и угрозами пехоты действовать огнестрельным оружием.
К 1-му часу дня перед Троицкой площадью на Каменноостровском проспекте появилась новая густая масса народа, в числе (по определению полиции) до 20 тысяч человек, которую уже никакие увещания, угрозы и предупреждения не могли более остановить. Тогда, после троекратных предупреждений и сигналов, полторы роты л.-гв. Павловского полка дали один залп, после чего толпа остановилась и стала отходить, подобрав своих убитых и раненых (приблизительно около 40 человек), и была затем окончательно рассеяна высланными в атаку лейб-уланами.
По сведениям полиции, с толпой этой шел и главный агитатор, священник Гапон, которого рабочие несли на руках в середине толпы; после залпа и атаки кавалерии означенный священник был скрыт толпой и после уже не был разыскан.
В течение остальной части дня и ночью сильные кавалерийские разъезды препятствовали толпе собираться вновь перед войсками и разгоняли появившиеся на Большом проспекте шайки грабителей и хулиганов, бивших стекла на фонарях и в магазинах.
В 12 часов ночи из резерва была выслана одна рота для занятия дома Рабочего союза на Геслеровской улице.
Коломенская и Нарвская части. Генерал-майор Рудановский.
В 12 часов дня в Районе Нарвской части была - замечена толпа рабочих, в числе до 3 тысяч человек, которая двигалась по Петергофскому шоссе к Нарвским воротам, неся с собой портреты их величеств, кресты и хоругви.
Ввиду безуспешности попыток остановить толпу увещаниями или угрозами, против нее был выслан один эскадрон конно-гренадер, при приближении которых толпа раздалась, причем с ее стороны было произведено два выстрела из револьвера (не причинивших вреда), и одному из нижних чинов был нанесен удар крестом. Тогда, ввиду явно враждебного настроения толпы, эскадрон был отозван назад, а двум ротам 93-го пехотного Иркутского полка, после троекратного предупреждения и сигнала, было приказано стрелять. После пяти залпов толпа, наконец, рассеялась, оставив на месте более 40 человек убитыми и ранеными.
Александро-Невская Рождественская части и Шлиссельбургский участок. Ген.-майор Ширма.
В районе Александро-Невской и Рождественской  части особенно значительных скоплений рабочих не наблюдалось и столкновений в войсках не было.
Толпа рабочих, в числе до 16 тысяч человек, пытавшаяся пройти к городу по Шлиссельбургскому тракту, была задержана двумя сотнями атаманцев, причем один из толпы был легко ранен в руку. При виде приближавшихся подкреплений толпа бросилась на лед р. Невы и направилась к Охте, где, по всей вероятности, и рассеялась, так как затем в течение остального дня особенно крупных масс рабочих и серьезных нарушений ими порядка в районах Охты или Выборгской части не было замечено.
Московская часть ген.-майор Лангоф.
Около 9.30 часов утра вблизи Московской за ставы стала, было, собираться толпа рабочих, но была рассеяна драгунами, не прибегая к действию оружия.
Ввиду сравнительного спокойствия в районе, в 3-м часу дня из состава войск этого района было выделено 2 роты и 2 эскадрона на усиление войск, расположенных на Дворцовой площади.
Около того же времени было выслано две роты к Семеновскому мосту и 2 роты к Каменному мосту. Эти роты разгоняли толпы рабочих, неоднократно собиравшихся на Садовой и Гороховой улицах и на Фонтанке, причем прибегать к действию оружием не приходилось.
Адмиралтейская часть. Ген.-майор Щербачев.
Между 12 и 2 часами дня значительные массы народа стали собираться вокруг Дворцовой площади по прилегающим улицам набережной и у Александровского сада, но до 2 часов дня толпы эти удавалось рассеивать действиями конницы и пехоты, не прибегая к оружию.
Около 2 часов дня толпы стали значительно увеличиваться, собираясь преимущественно у Певческого моста и у Александровского сада, причем у последнего масса народа держала себя особенно вызывающе, не уступая никаким увещаниям и требованиям разойтись и отвечая бранью и насмешками на угрозы действовать оружием.
Толпа напирала и теснила войска все настойчивее и смелее, и из нее выделялись отдельные лица, обращавшиеся к солдатам с дерзкими заявлениями и угрозами.
Тогда, истощив все средства к обузданию бесчинствующей массы, эскадрон кавалерии на Певческом мосту был принужден произвести две атаки с обнаженным оружием, нанося удары шашками плашмя, после чего толпа рассеялась и более не собиралась. У Александровского же сада толпа укрывалась у решетки сада и позади ее, вследствие чего даже и атаки кавалерии с обнаженным оружием не оказали никакого действия. Тогда, после многократных увещаний и сигналов «стрелять», одна рота л.-гв. Преображенского полка принуждена была дать два залпа. После второго залпа толпа очистила прилегающую часть площади и сад, оставив на месте около 30 человек убитых и раненых, а затем была окончательно рассеяна атакой высланных вперед казаков.
К 3 часам на усиление войск, расположенных на Дворцовой площади, из Московской части (генерал-майор Лангоф) были присланы две роты и два эскадрона.
Ввиду скопления народа на Невском проспекте, Морской и улице Гоголя и угрожающего поведения толпы, избившей на глазах у всех несколько проезжавших офицеров и юнкеров, на означенные улицы были высланы пехотные и кавалерийские части. Последние во многих местах были встречены камнями и выстрелами из револьверов (не причинивших никому вреда).
Улицу Гоголя, Морскую и Исаакиевскую площадь удалось очистить от толпы, не прибегая к действию оружием, а сильные кавалерийские части, непрерывно после того объезжавшие эти улицы, не позволяли толпе снова сплотиться в каком-либо месте в угрожающую массу. Но на Невском проспекте у Полицейского моста буйствующая толпа совершенно преградила дорогу высланной в этом направлении роте л.-гв. Семеновского полка и заставила последнюю, после многократных предупреждений и сигналов, открыть огонь.
Тремя взводами этой роты было произведено шесть залпов (по два залпа каждым из взводов отдельно) в направлении Невского проспекта и в обе стороны по р. Мойке, и только после шестого залпа толпа отхлынула и рассеялась, оставив на месте человек 15—20 убитыми и ранеными. Во время этих действий по одному из офицеров л.-гв. Семеновского полка из окна ресторана «Альберт» (по свидетельству солдат) было произведено два выстрела из револьвера без нанесения вреда. Около 5 часов дня из состава войск, расположенных на Дворцовой площади, было выделено две роты пехоты и два эскадрона кавалерии на Петербургскую сторону для поимки священника Гапона, который, по донесениям полиции, находился в доме Рабочего союза на Геслеровской улице. По прибытии на Петербургскую сторону, священника Гапона там более не оказалось; также не оказалось его и на Васильевском острове в доме № 35 по 4-й линии, куда был направлен отряд согласно указаниям полиции (дом № 35 был уже занят частями л.-гв. Финляндского полка), вследствие чего высланные части были возвращены обратно.
С наступлением темноты толпы рабочих стали постепенно уменьшаться и рассеиваться, а части войск, распределенные по разным пунктам района, были постепенно стянуты обратно на Дворцовую площадь.
Из отряда высылались лишь сильные кавалерийские разъезды, для патрулирования улиц и предупреждения грабежей.
В 9 часов вечера, по требованию градоначальника, к Аничковскому дворцу была вызвана л.-гв. Уральская казачья его величества сотня, которая оставалась около дворца до 11 часов вечера. Серьезных столкновений с толпой не было, к оружию не прибегали. Один казак был легко ранен камнем в лицо, но остался в строю.
Конец вечера и ночь прошли относительно спокойно.
Переход на ночное положение.
Кроме отдельных попыток к грабежу и бесчинств незначительных групп хулиганов, серьезных нарушений порядка не было, и войска, стянувшись к ночи к важнейшим пунктам в своих районах, частью (по соглашению с полицией) были отправлены на отдых по своим казармам.
Старший адъютант полковник [подпись].
P.S. И откуда только у демон-странтов колючая проволока взялась? Не иначе как в соседнем трактире на ул. Гоголя одолжили (по случаю).
О стволах уж и не говорю. Они в свободной продаже были.
Tags: Революция и революционисты
Subscribe

  • "Вот такой Батум"

    В последнем (апрельском) номере журнала "Стратегия России" вышла статья моего приятеля Профессора, посвященная пьесе М. А. Булгакова…

  • "Так кто же победил при Ватерлоо?"

    Профессор пошел по рукам сайтам. Никакой скромности. Тоже мне Гоголь выискался.…

  • Очень полезная книга!

    Ги Меттан. Запад - Россия Тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса. Почему мы так любим ненавидеть Россию. -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • "Вот такой Батум"

    В последнем (апрельском) номере журнала "Стратегия России" вышла статья моего приятеля Профессора, посвященная пьесе М. А. Булгакова…

  • "Так кто же победил при Ватерлоо?"

    Профессор пошел по рукам сайтам. Никакой скромности. Тоже мне Гоголь выискался.…

  • Очень полезная книга!

    Ги Меттан. Запад - Россия Тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса. Почему мы так любим ненавидеть Россию. -…