sozercatel_51 (sozecatel_51) wrote,
sozercatel_51
sozecatel_51

Category:

Американская пушкинистика, как она есть

"Борис Годунов" как эротический триллер
Для начала схема из книги известного (как выясняется) канадского "русиста" и "пушкиниста" профессора из г. Оттавы Дж. Дагласа Клэйтона



А вот и сама книжка:
Клэйтон Дж. Д. Тень Димитрия. Опыт прочтения пушкинского `Бориса Годунова`. Современная западная русистика СПб. Академический проект. 2007г. 254с.

Обнаружил ее существование менее недели назад и ахнул: неужто, думаю, опредил меня с "идеями"?! Восемь лет, как корова языком слизала! И можете себе представить, ДОСТАЛ ее!!! Предлагаю Вам цитаты из нее. Наслаждайтесь, други! 190-летие "Бориса Годунова" - через две недели.

Не станем гадать, что сказал бы по поводу сна Гришки Отрепьева д-р Фрейд. А теперь рассуждения проф. Клэйтона по поводу сна Григория Отрепьева («И стыдно мне и страшно становилось – И, падая стремглав, я пробуждался...»):

«... это желания славы и власти, возвышения над массой, символизируемого высотой, на которую взбирается Григорий, и насекомоподобием копошащегося под башней народа. Одновременно, однако, народ своим смехом способен свергнуть Григория с той вы­соты, на которой он столь чудесным образом очутился. Сон Григо­рия обретает дьявольскую окраску в особенности если принять во внимание его вытесненное, но тем не менее несомненно эротическое содержание. Во-первых, Пимен прямо говорит об эротическом харак­тере юношеских снов; во-вторых, во сне присутствует мотив «подъе­ма/падения», напоминающий эрекцию и оргазм; в-третьих, Григорий говорит о чувстве стыда, испытанном им во сне".

«Эротическая природа чуда, - пишет проф. Клэйтон, - становится еще более ясна, когда Григо­рий начинает переживать свой сон наяву. В другом важнейшем тексте, над которым Пушкин работал одновременно с “Борисом Годуновым”, в “Евгении Онегине”, эротическая природа чуда выявляется более не­посредственно. Татьяна чудесным образом влюбляется в Онегина и размышляет над происхождением этого чуда: божественное оно или дьявольское. Ее любовь — это своего рода безумие, навеянное чте­нием и луной. Григорий также влюбляется — в Марину. Их рандеву имеет интересные параллели со сценой свидания Татьяны и Онегина в саду».

 
«Пимен выбирает православный русский жанр — уже слегка к тому времени устаревший — жанр летописи. Его православие исключает возможность любовной лирической поэзии, которая появилась в рус­ском культурном пространстве только в XVIII веке после секуляризационных петровских реформ. Однако, будучи грамотным, он — в отличие от народа в целом, слепо приверженного к православию, сознательно отвергает славу и эрос в пользу отшельнической жизни. Он грамотен и потому имеет выбор — и выбор его приобретает физи­ческое обличие монастырских стен. Сам монастырь представляет со­бой ограниченное пространство в рамках ограниченного же простран­ства (Руси). Это в буквальном смысле “святая святых” по отношению к Святой Руси - Граница между монастырем и немонастырской Руси о почти столь же маркирована, как и граница между Русью и чужби­ной. Это подчеркивается тем, что опущенная в окончательном тексте сцена, в которой Григорий говорит “злому чернецу” о своем желании бежать, происходит “у стен монастырских”: тем самым фиксируется неминуемый переход через первую границу. Эта сцена “рифмуется” со сценой в корчме, в которой Самозванец готов пересечь вторую гра­ницу, собственно границу Руси. Двойная маркированность (двойная ограниченность) монастыря (пространство внутри пространства) вы­свечивает природу выбора Григория и Пимена. Все грамотные пер­сонажи драмы: — Пимен, Григорий, Борис, даже Варлаам — либо яв­ляются, либо становятся, либо прекращают быть монахами в ходе пьесы; все они, иначе говоря, хотя бы единожды пересекают границу, отделяющую монастырь от остального мира. Движение в монастырь оценивается позитивно, тогда как движение за пределы монастырских стен рассматривается как преступление или — с точки зрения того, кто это движение совершает, — попросту как бегство».

«Пимен сознательно отвергает лирические жанры славы и эроса в пользу летописи».

«Самозва­нец напоминает еще одного узурпатора трона, на которого он похож даже внешне, — Наполеона. Для Самозванца сливаются обе стороны романтического бунта — желание власти и стремление к эротиче­скому удовлетворению".

«Эротично отношение к власти и у Бориса, на что указывает Пушкин с помощью постоянно повторяемых Борисом метафор. Так, в сцене восьмой (Царские палаты) мы узнаем, что он все ворожит, как красная девица; в той же сцене он сам размышля­ет над разочарованием, приносимым властью:
...Не так ли
Мы смолоду влюбляемся и алчем
Утех любви, но только утолим
Сердечный глад мгновенным обладаньем,
Уж охладев, скучаем и томимся?
Если у Бориса и есть жених, то это народ:
...Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать...

Иначе говоря, "Борис и народ вовлечены в сложную игру, в кото­рой не ясно, кто представляет власть и потому маркирован мужским началом, а кто слабее, и стало быть, маркирован женским. Соитие царя и народа призвано наделить царского сына той легитимностью, которой не имел его отец. В драме это соитие описывается как наси­лие, по крайней мере, в том, что касается обращения Бориса с наро­дом, поскольку народ игнорирует благие дела Борисова правления, концентрируясь на проблемах легитимности. Для пушкинской картины структуры русской власти существен­но, что между царем и народом устанавливаются отношения доверия, и что именно народ в конечном итоге и наделяет царя легитимно­стью. Другой вопрос, так ли это было на самом деле".

P.S. Вот таким эротическим триллером предстает в версии «русиста» из г. Оттавы «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Не исключено, однако, что самого Александра Сергеевича подобный политический “загиб” -концепт, типа, «Кто кого?» и «Кого куда?» в эротической версии изрядно повеселил бы.

А вот сайт профессора. http://aix1.uottawa.ca/~jdclayt/main_r_research.htm
Можете ему отписать при случае.


Tags: ПУШКИН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments