?

Log in

Previous Entry | Next Entry


Просматривая дискуссии, развернувшиеся в сети по поводу событий сентября-октября 1993 года, был удивлен тем, что многие дискутанты не в курсе правовой стороны данного вопроса.

Считаю своим долгом напомнить о ней.

Итак:

21 сентября 1993 года Ельцин издает Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» («Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», 1993, № 39, ст. 3597).

В его преамбуле осуждались «прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента» и констатировалось, что «Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции».

В качестве средства для устранения «паралича государственной власти» были обозначены выборы Федерального Собрания, не предусмотренного действовавшей тогда Конституцией (но не нового президента).

«Такие выборы, — утверждалось в Указе, — не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года».

Решение сознательно нарушить Конституцию мотивировалось тем, что «существует более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти».

(Читай: «Демократия и гайдаровские реформы выше права» - Созерцатель).

В целях «вывода страны из экономического и политического кризиса, обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, восстановления авторитета государственной власти» устанавливалось, что Конституция и законодательство Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей Указу (совсем как в проекте Указа, распространенном на VII Съезде народных депутатов)".

Работа Съезда и Верховного Совета «прерывалась», а Конституционному Суду было предложено не созывать своих заседаний до начала работы Федерального Собрания. В этот период предписывалось руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства. Одновременно вводились в действие положения «О выборах депутатов Государственной Думы» и «О федеральных органах власти на переходный период», причем последнее было подготовлено на основе проекта Конституции — аномальное явление в правотворчестве. Правительству предписывалось принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Совету. Генеральный прокурор определялся как назначаемый Президентом и ему подотчетный. Действуя явно вопреки Конституции, Президент предписывал органам прокуратуры руководствоваться этой Конституцией, но «с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом».

Указ № 1400 открыл серию указов, которые предписывалось внести на рассмотрение еще не существовавшего Федерального Собрания. В послесловии к Указу № 1400 выражалась надежда, что граждане «поймут необходимость выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса» в это «переломное для судьбы страны время».

Все это сделал Президент, который:

1.     будучи Председателем Верховного Совета РСФСР, подписал Закон «О Президенте РСФСР» и присягнул, что на его основе он будет соблюдать Конституцию и законы;

2.     президент, правомочный издавать только такие указы, которые не противоречат Конституции и законам, и не имевший в соответствии с ними права роспуска или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти;

3.     президент, подписавший 9 октября 1992 года Закон Российской Федерации (№ 3618-1) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации» (См.: «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 5 ноября 1991 года, № 44, ст. 2470), которым устанавливалась уголовная ответственность за подобные действия.

Все это было сделано несмотря на то, что в статье 1216 тогдашней Конституции Российской Федерации недвусмысленно говорилось о том, что полномочия Президента не могут быть направлены на прекращение деятельности законно избранных органов государственной власти, в том числе Съезда народных депутатов и Верховного Совета, в противном случае эти полномочия прекращаются немедленно.

Сразу после издания Указа № 1400 Конституционный Суд РСФСР в своем Заключении признал наличие оснований для отрешения Президента от должности. При этом Конституционный Суд постановил, что Президент нарушил часть 2 статьи 1; часть 2 статьи 2; статью 3; часть 2 статьи 4; части 1 и 3 статьи 104; абзац третий пункта 11 статьи 1215; статью 1216; часть 2 статьи 1218; статьи 165' и 177 действовавшей тогда Конституции (См.: «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 1994, № 6.).

Да-да. Именно столько нарушений.

Как писал позже Судья Конституционного Суда В.О. Лучин, «некоторые мои коллеги — судьи Конституционного суда — не только стыдливо молчали, но и активно защищали Президента, доказывая «конституционность» его Указа № 1400 (Лучин В.О.Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М: ЮНИТИ, 2002. с. 439)

(О судьях тогдашнего Конституционного Суда РСФСР и чуть позже - Созерцатель.).

В ответ на Указ № 1400 Верховный Совет незамедлительно отреагировал целым рядом постановлений, согласно которым действия Президента Б.Н. Ельцина оценивались как государственный переворот, его полномочия прекращались с момента подписания Указа № 1400, а исполняющим полномочия Президента признавался Вице-президент А.В. Руцкой.

В свою очередь, А.В. Руцкой своими указами освободил от должностей министров обороны, безопасности, внутренних дел «в связи с поддержкой антиконституционных действий Б.Н. Ельцина».

Однако эти акты официально опубликованы и исполнены не были.

Ответственность за неисполнение этих актов целиком и полностью легла на руководителей, принявших сторону Ельцина, «силовых ведомств» - Грачева, Ерина, Голушко.

 Голушко Н.М.

 

Справка: Голушко Николай Михайлович. 1937г. р. Село Андреевка Рузаевского района Кокчетавской обл.

В 1959 г. окончил юридический факультет Томского государственного университета.

В органах государственной безопасности с 1963г.

В 1987-1991гг. — председатель КГБ Украинской ССР.

С 1992г. — заместитель, а затем первый заместитель министра безопасности Российской Федерации.

В сентябре-декабре 1993 г. — министр безопасности Российской Федерации. С декабря 1993г. по февраль 1994 г. — директор Федеральной службы контрразведки Российской Федерации. Генерал полковник.

Награжден орденом "За личное мужество" за участие в событиях 3-4 октября 1993г. в Москве.

 Любопытно, что термин «силовые ведомства» в сущности вытеснил из политического и разговорного обихода термин «правоохранительные органы».

Весьма красноречивый факт.

А бытие, - как учил нас великий Хайдеггер, - живет в ЯЗЫКЕ.

Теперь о судьях КС, голосовавших против признания Указа № 1400 в качестве антиконституционного.

Вот их имена (в порядке алфавита)

1 Аметистов Эрнест Михайлович (1934 - 1998)

Отец, Михаил Евгеньевич Аметистов, журналист и поэт. Мать — Раиса Соломоновна Иткина, редактор. Дед по отцу, Е.В. Аметистов, был архиереем «обновленческой» церкви в г. Петрозаводске, расстрелян в 1938 г. Крестил ребенка с православным именем Эраст (отец назвал будущего судью Эрнстом — в честь немецкого коммуниста Э.Тельмана; в 1950 году после выдачи паспорта имя стало писаться «Эрнест»).

Примечание: анамнез тяжелейший.

Родился в г. Ленинграде. Школьные годы провел в Караганде, Воронеже, Краснодаре. В 1958 году окончил юридический факультет МГУ.

В 1958-1966 годах работал редактором в издательствах "Юридическая литература" и "Международные отношения". С 1966 по 1976 год работал старшим научным сотрудником Института международного рабочего движения АН СССР, с 1976 по 1991 год - ведущим научным сотрудником ВНИИ советского законодательства. Доктор юридических наук.

Принимал участие в подготовке ряда законопроектов, в том числе проектов законов о чрезвычайном положении, о международных договорах, о Конституционном Суде Российской Федерации. В 1990-1991 годах в качестве эксперта Конституционной комиссии РФ и в 1993 году как представитель Конституционного Суда в Конституционном Совещании участвовал в подготовке проекта Конституции Российской Федерации.

В своих научных, публицистических работах, практической деятельности на протяжении многих лет отстаивал идею приоритета международного договора перед национальным законом.

Состоял в КПСС до августа 1986 года.

С 1987 года активно участвовал в демократическом и правозащитном движении, стал членом клуба "Демократическая перестройка", одним из основателей и автором проекта устава историко-просветительского общества "Мемориал", членом Московской хельсинкской группы по контролю за соблюдением Заключительного акта СБСЕ.

В 1990 году был выдвинут обществом "Мемориал" кандидатом в народные депутаты РСФСР по Краснопресненскому территориальному округу № 22 г.Москвы, однако, проиграл выборы главному редактору журнала "Сельская молодежь" Олегу Попцову, получив во втором туре голосования 31,8 процента голосов избирателей.

В 1990-1991 работал экспертом Конституционной Комиссии Съезда народных депутатов РСФСР.

Выступая на многотысячном предвыборном митинге на Манежной площади в Москве в феврале 1990 года, Э.М.Аметистов говорил о возрастающей неонацистской опасности, призывал последовать примеру отцов и дедов, защитивших Москву и страну от фашизма, и не допустить нового проникновения фашистской заразы на нашу землю.

29 октября 1991 года в первом туре голосования избран на Съезде народных депутатов РСФСР в свое отсутствие судьей Конституционного Суда (выдвинут фракцией СДПР/РПРФ, "за"- 635, против - 237 голосов). Принес присягу 1 ноября 1991 года.

В марте 1993 года был одним из трех судей, не поддержавших заключение КС о неконституционности решений и действий Б.Н.Ельцина. 29 мая участвовал во встрече 6 судей с Президентом.

В ходе конституционного кризиса 1993 года выступал против "втягивания Конституционного Суда в политическую борьбу на стороне коммуно-националистической оппозиции".

Оценивая трагические события сентября-октября 1993 года, вызванные конституционным кризисом и "коммуно-фашистским мятежом", говорил, что в эти дни Россия оказалась "полем боя между коммунизмом и демократией, рабством и свободой, прошлым и будущим".

С учетом ответственности Конституционного Суда в этих событиях, призывал к коллективной отставке всех членов Суда, но не был поддержан коллегами.

В марте 1994 года подверг критике прекращение Верховным Судом дела ГКЧП в связи с политической амнистией.

Неоднократно, вопреки закону о КС вступал по ТВ в поддержку Ельцина.

Витрук Николай Васильевич

Родился 4 ноября 1937 года на заимке Жаровка Первомайского района Томской области. Русский.

В 1959 году окончил юридический факультет Томского государственного университета им В.В. Куйбышева.

С 1971 по 1981 гг. поступил по конкурсу в Институт государства и права АН СССР, где работал старший научный сотрудник Института государства и права АН СССР.

С 1981 по 1984 годы работал заместителем начальника кафедры теории государства и права и конституционного права Академии МВД СССР, на которой работал вместе с В.Д. Зорькиным.

С 1984 по 1991 годы - начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР, на которой также работал вместе с В.Д.Зорькиным.

Состоял в КПСС до августа 1991 года.

29 октября 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР в первом туре выборов избран судьей Конституционного Суда РФ ("за" - 593, "против" - 289). Кандидатура Витрука выдвигалась по предложению фракции "Смена - Новая политика".

На первом заседании Конституционного Суда РФ был избран заместителем Председателя КС.

В марте 1993 года был одним из трех судей, не поддержавших заключение КС о неконституционности решений и действий Б.Н.Ельцина. 29 мая участвовал во встрече 6 судей с Президентом.

21 сентября 1993 года голосовал против заключения Конституционного Суда, которым Указ Президента РФ Ельцина N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в РФ" признан основанием для отрешения его от должности. 28 сентября призвал председателя КС Председателя КС В.Д.Зорькина уйти в отставку, назвав его действия «опасными для КС и для России».

После отставки В.Д.Зорькина 6 октября 1993 года стал по должности исполняющим обязанности Председателя КС и оставался в этой должности до избрания 13 февраля 1995 председателем КС В. А. Туманова.

Морщакова Тамара Георгиевна

29.10. 1991, на V съезде народных депутатов России в первом туре голосования была избрана членом Конституционного суда (699 голосов «за», 212 — «против»; была выдвинута кандидатом на эту должность фракцией «Беспартийные депутаты»). Принадлежала к числу либеральных судей Конституционного суда. В сентябре 1993г. вместе с меньшинством судей голосовала против того, чтобы указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» был признан основанием для отрешения его от должности.

В настоящее время - профессор Московской государственной юридической академии (МГЮА). Заведующая кафедрой судебной власти и организации правосудия Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ- ВШЭ – кузницы либеральных кадров), ординарный профессор ГУ-ВШЭ.

Участник «Ходорковских чтений».

Итак, в сухом остатке мы имеем следующее:

президент совершает государственный переворот, правоохранительные органы («силовые ведомства») становятся на сторону преступника.

Народ оказывает сопротивление преступному поведению высших должностных лиц государства, однако его поведение квалифицируется победившими госпереворотчиками «коммуно-фашистским мятежом».

Dixi.

 

 

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
sozecatel_51
Oct. 5th, 2009 07:51 pm (UTC)
...и положить в спецхран Библиотеки им. Ельцина.
Спасибо, Дружище!
(Deleted comment)
sozecatel_51
Oct. 5th, 2009 09:33 pm (UTC)
да. Неплохо бы. Задание принято!
liubasha2
Oct. 6th, 2009 03:39 am (UTC)
Помню номер Указа. С Вашими пояснениями-оч полезная информация-для далеких от политики.
Цикл Октябрь-93 получился легкочитаемый и бесценный по своей информации.
Спасибо, Созерцатель!)
sozecatel_51
Oct. 6th, 2009 07:01 am (UTC)
Информация всем известная.
liubasha2
Oct. 6th, 2009 07:46 am (UTC)
Адаптированная в правовом смысле того периода и ее подача-для тех, кто не в теме.
Нужно очень много прочитать....
lidiya_nic
Oct. 1st, 2010 04:04 pm (UTC)
На кладбище в Кузьминках лежит девочка, защитница Родины, зверски убита
Эльцманом и его негодяями. Было 20 лет. Я там была. Ненавижу этих гадов,
врагов нашей страны. Среди защитников Белого дома были настоящие фронтовики времен ВО войны. Было убито около 1000 человек. Сосед работал в метро, рассказывал, как там тайно таскали трупы. А мать моя всем
защитникам Белого дома без очереди давала справки, если кому надо было
(инвалидности). Если кто возмушался, что без очереди - мы их затыкали быстро.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

прокурор 2
sozecatel_51
sozercatel_51

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow